Хочу найти

Например, облицовочный кирпич
Добро пожаловать!
На первый строительный портал Ростова и области

БАМ и Транссиб: где взять миллион рабочих рук

| Новости | 08.08.2014

В минувшем месяце произошло важнейшее событие для экономики нашей страны. В рамках празднования 40-летия с начала строительства Байкало-Амурской магистрали объявлено о начале реализации программы по реконструкции БАМа, Транссиба и строительству БАМа-2. Во время видеомоста с Президентом Владимиром Путиным на участке Таксомо-Лодья (Восточно-Сибирская железная дорога) было уложено «серебряное» звено как символ начала осуществления программы.

 

Бам и Трансиб как катализаторы эконмики

Вокруг этой программы в последнее время было много споров. Скептики убеждали, что и после реконструкции БАМ и Транссиб вряд ли будут настолько востребованы, чтобы окупить расходы, к тому же их загруженность падает. В свою очередь сторонники программы реконструкции доказывали, что БАМ и Транссиб уже исчерпали свои технические возможности и что потоки грузов, напротив, будут возрастать. Похоже, точку в этом споре поставила политика. Охлаждение отношений с Западом, угроза ожесточения санкций против нашей страны способствовали тому, что Россия все в большей степени связывает свои геополитические интересы с Азиатско-Тихоокеанским регионом. И «недостроенность» БАМа, его «недотянутость» уже в ближайшее время могла стать тормозом в развитии этих отношений.

Но сама реконструкция магистралей — лишь часть того блока перемен, которые ждут сибирские и дальневосточные территории страны. Предстоит связать их с транспортными системами регионов в зоне притяжения, с инфраструктурой целого ряда морских портов. Сегодня уже готово к реализации более 20 масштабных проектов, связанных с развитием промышленного потенциала Сибири и Дальнего Востока. По БАМу и Транссибу пойдут грузы, необходимые для строительства газопровода «Сила Сибири», который предстоит возвести в рамках недавно подписанного 30-летнего газового контракта между Россией и Китаем. С этой программой связывают и возрождение Северного морского пути, для которого необходимы выходы к морским портам Хабаровского края и других дальневосточных регионов. Наконец, в будущем БАМ и Транссиб будут связаны с Северо-Сибирской дорогой, которая, по предварительным планам, пройдет по территориям Ханты-Мансийского АО и Красноярского края.

По мнению профессора МИИТа Анатолия Васильева, благодаря таким крупным программам, в том числе реконструкции БАМа, Транссиба и строительства БАМа-2, наша страна пошла по пути создания евразийского транспортного коридора. В результате российские железные дороги могут стать конкурентом морского пути вокруг Африки, по которому грузы из Европы идут в страны АТР и обратно. Товарооборот этого маршрута —более 600 млрд долларов, а нынешняя доля России — меньше 2%…

Таким образом, БАМ и Транссиб становятся катализаторами всей экономики России. Некоторые эксперты даже называют эту программу вторым ГОЭЛРО.

 

Ожидания регионов

Незадолго до официального объявления о начале реконструкции, в Москве прошла Международная конференция «Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и стратегическая роль в развитии Сибири и Дальнего Востока». В своем выступлении первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин довольно подробно рассказал о программе реконструкции БАМа и Транссиба. В частности, в ее рамках будет построено и реконструировано 92 станции, 47 разъездов, более 460 км вторых путей, около 680 км автоблокировки, порядка 19 тяговых подстанций, более 350 км контактной сети. Предполагается вложить в проект 562,4 млрд рублей, из них 302,2 составят собственные средства РЖД, остальное — господдержка. Как будут расходоваться средства, видно из таблицы, приведенной в докладе.

Структура и график финансирования проекта реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба по годам

Реконструкция должна быть закончена в 2018 году. В результате пропускная способность магистралей будет увеличена до 165 млн тонн грузов в год. Эти мощности должны отвечать потребностям таких сырьевых гигантов, как «Мечел», «Евраз», «СУЭК» и других пользователей. По прогнозам, наибольший рост активности грузовых перевозок ожидается в районе портов Ванино и Советская Гавань.

Многое ждут от программы и регионы. Например, врио президента Якутии Егор Борисов, выступая на круглом столе в РИА «Россия сегодня», заявил, что присоединение новых территорий республики к Транссибу и БАМу благодаря строительству железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск» даст ощутимый толчок в развитии всего региона. В республике осваиваются месторождения угля, нефти, сурьмы и многих других полезных ископаемых, и без надежного железнодорожного сообщения просто не обойтись.

 

 Ложка дегтя

Программа реконструкции БАМа и Транссиба не может не вызвать гордости за страну, особенно на фоне раздувания негативного отношения к России. Однако и здесь есть своя ложка дегтя.

С одной стороны, программа должна вдохнуть новую жизнь в Сибирь и Дальний Восток. Но кто будет осуществлять все эти программы? По некоторым данным, для их реализации потребуется около миллиона рабочих рук. Кто же поедет на новые объекты, если для людей не будут созданы нормальные условия для жизни и работы. Например, где будет жить этот миллион строителей и работников новых предприятий? В России великие стройки нередко осуществлялись за счет рабского бесплатного труда. В советское время люди ради высоких целей, счастливого будущего детей (ну, и заработков, конечно) шли на различные лишения, жили в мерзлых вагончиках и продуваемых всеми ветрами палатках, были лишены необходимых удобств. Но сегодня на дворе другие времена. Как планируют нынешние власти решать все эти вопросы? Об этом говорится подозрительно мало, что, честно говоря, настораживает. Наш журнал «Строительство.RU» неоднократно обращался к этой теме. Но, похоже, то, что волнует наших экспертов, не волнует разработчиков программы. Если первый БАМ строился почти 30 лет, то на его реконструкцию отводится всего 4 года.

В свое время БАМ стал символом целой эпохи. Будем надеяться, что и новая программа реконструкции БАМа, Транссиба и строительства БАМа-2 сыграет объединяющую роль для новой России и не захлебнется в нерешенных проблемах

Татьяна ШАВИНА

Фото: geocaching.su, railways.ru, academic.ru